Обзор самого загадочного альбома «Сплина» – «Ключ к шифру»

Кому-то может показаться, что эта рецензия слегка запоздала. Ведь альбом вышел 4 месяца назад. По этому поводу могу сказать лишь вот что: момент релиза я пропустил, поскольку за творчеством «Сплинов» никогда особо не следил. Но не так давно на YouTube мне на глаза попался клип на трек «Окраины», после чего возникло желание ознакомиться со всем альбомом.

Итак, последнее на момент написания этой статьи полноформатное достижение группы «Сплин» – «Ключ к шифру» – альбом 2016 года выпуска, который однозначно выделяется на фоне всего, что было ранее. Он вышел спустя два года после двойной пластинки «Резонанс» и стал 14-ым студийным релизом коллектива.

Бессменный лидер группы Александр Васильев утверждает, что каждая из 15 песен – это часть зашифрованного кода. Но действительно ли в них содержатся скрытые подсказки, или это просто пиар-ход? Давайте попытаемся разобраться с этой загадкой.

"Сплин" записал "Ключ к шифру" в собственной студии (фото)

Старый-новый стиль альбома

Практически все вышедшие на данный момент рецензии на альбом «Сплинов» «Ключ к шифру» утверждают, что Васильев уже не тот. Мол, исписался, тематика песен не впечатляет, лишь в редких композициях заметно возвращение к истокам, а так, по большей части, неудачные поиски чего-то нового.

Но кто сказал, что музыкант всегда должен оставаться прежним? Такого просто не бывает. Все меняются. И вполне естественно, что фанатам иногда трудно это принять.

Не будет уже «Орбита», «Моего сердца», «Выхода нет». «Сплин» отошел от старого стиля и стал искать новый, пожалуй, еще в 2003 году, когда вышел альбом «Новые люди».

Дело в том, что Александр Васильев, как и все легенды русского рока, начавшие карьеру на музыкальном поприще в 90-х, завоевал известность резонансным для тех годов, отличным от попсы, подходом. Сегодня у старожилов постсоветской рок-сцены есть два пути. Первый, заведомо проигрышный – оставаться собой. И второй – меняться и совершенствоваться.

Васильев же пошел третьим путем: он пытается меняться, при этом периодически заглядывая в прошлое. Новый альбом «Сплинов» «Ключ к шифру» – наглядный этому пример. В нем акцент то смещается в сторону тяжеляка, то возвращается обратно к мелодичным философским мантрам. По большей части этот релиз и представляет собой сборник этих самых мантр.

Краткая рецензия на альбом «Сплин» «Ключ к шифру» выглядела бы так: раздумья о смысле жизни, тленности бытия и прочей ерунде, не дающей спать по ночам.

Видимо, осенняя меланхолия (хотя, писался-то альбом отнюдь не осенью!) в совокупности с приближающимся пятидесятилетием лидера группы способствуют уходу в философские размышления – последний альбом получился набором грустных рассуждений о вечных вопросах жизни и смерти.

Еще один местами неприятный момент – новый альбом режет ухо модерновыми англицизмами из уст вокалиста. Создается впечатление, будто он хорохорится ими, пытаясь уверить, что еще молод. Карта сим, джи-пи-эс, сэлфи – некоторые песни чересчур напичканы ими. Хотя, может это попытка привлечь более молодую категорию слушателей?

Философия, обыденность и селфи

Новый альбом «Сплинов» отходит от образов в угоду великих мыслей и дум. И скажу честно, первое впечатление о работе «Сплин» «Ключ к шифру» получилось не самым лучшим. Изначально кажется, что слушателя умышленно заставляют пробираться сквозь дебри скучнейших композиций, припрятав вкусные вещи напоследок.

Но при повторном прослушивании мнение несколько изменилось в лучшую сторону. В частности, песни «Кит» и «Храм» показывают лидера группы как настоящего барда-философа. Причем, как мне кажется, рассказываемая в «Ките» история способна надавить на эмоции практически любой, даже самого черствой личности.

Первый трек «Медный грош» – своеобразная песня-притча, которая отлично подходит в качестве пролога к альбому.

«Пирамиды» и «Нам мудрецам» кажутся типичными песнями «Сплина» для ротации на радиостанциях и вхождения в плейлисты широкого круга слушателей. Но на самом деле с ними не все так просто – смысл уловить довольно сложно, но он там однозначно есть, причем всё настолько профессионально неявно, что каждый увидит свою версию.

После 4-го трека начинает казаться, что альбом довольно однородный. Но в итоге все же проявляются тяжелые «разбавители» – песни «Окраины» и «Тревога».

Причем трек «Окраины» полностью выбивается из общего стиля альбома. Это уже фактически рэп-кор, только с немного непривычным замедленным ритмом. С одной стороны текст песни рисует обыденные реалии жителя новостроек с его стандартными потребностями: пожрать, побухать et cetĕra. С другой – является посланием, которое мотивирует из всего это выбираться.

Кстати, подобный речитатив мы уже слышали в «Шахматах». Правда, смысловая нагрузка в этих треках совершенно разная.

В «Тревоге» текст тоже читается, а не поется, причем, в совокупности с отбивающими ритм утяжеленными риффами, а также нагнетающими атмосферу проигрышами, создается именно тот настрой, который и заложен в название композиции.

Еще один момент, вносящий разнообразие в альбом «Ключ к шифру» – песня «Джа играет джаз» с непритязательным легким мотивом. Если бы не узнаваемый голос Васильева, могло бы показаться, что это что-то из Гребенщикова. В предшествующей «Она была так прекрасна» это ощущение еще сильнее.

Правда, затем резко ударяют по нервам и убивают весь положительный настрой песни «Реквием» и «Земля уходит из-под ног». После их прослушивания я окончательно убедился, что Васильев задался целью пожонглировать чувствами потенциальных слушателей альбома. И удается это ему отменно. Сомневаюсь, что это случайность. Видимо, это часть ключа к шифру, а может и собственно сама разгадка.

Что касается треков «Небесный хор» и «Путь на восток» – они просто неплохие. Слушаются легко, текст понятен, музыка – ничего особенного. В первом слышится умиротворение, во втором – сибирская целеустремленность и воодушевление.

А вот лирическая «День за днем» – образец классического творчества группы. Она настолько понравилась поклонникам, что ее тут же расхватали на цитаты для статусов в социальных сетях (современный показатель популярности). Таких сильных композиций у Васильева не было, пожалуй, со времен «Романса». Правда, опять же, всё сводится к нагнетанию атмосферы безысходности.

Итог альбома «Ключа к шифру» подводится финальной композицией – «Череп и кости», которую много кто успел окрестить его самой сильной вещью. Александр Васильев позаимствовал сэмпл у The Doors («Break on Through») и наложил на него довольно интересный текст с псевдоглубокомысленным смыслом.

Правда, до меня так и не дошло, что он хотел этим сказать – действительно пытается найти Бога или же просто цинично издевается над теми, кто в него верит и просит помощи. Как бы там ни было, этот трек меня добил в моральном смысле и заставил уйти в получасовой мысленный reboot.

Резюме

Не знаю, правильный ли «ключ к шифру» я подобрал. Остаюсь при мнении, что смысл альбома был в игре эмоциями и настроением слушателя, которая в итоге должна была его настроить на ту же волну, на которой пребывал Васильев в период написания материала. Не знаю, что у него там произошло (хотя, может, действительно дело в возрасте?), но «навязать» свои душевные переживания ему вполне удалось. По крайней мере, в моем случае.

Может, дело в том, что материалы группы за предыдущие годы я прослушал лишь процентов на 50, но в итоге альбом 2016 года «Ключ к шифру» лично для меня стал открытием в творчестве «Сплина». И следующий релиз буду однозначно ждать с нетерпением – уж больно хочется узнать, каким путем дальше пойдет Васильев.

Истинных поклонников группы прошу камнями не кидаться (знаю, большинство из вас не в восторге от этого альбома), поскольку в ваши ряды я не вхожу. В этой статье описано лишь мое приведенное к общему знаменателю личное мнение относительно 15 треков «Ключа к шифру».

Оценка альбому: 8 из 10 (по факту 7, но добавляю дополнительный бал за случившийся после прослушивания альбома морально-нравственный ступор).

Этой статьей поделились уже 81 читателей! Не забудь поделиться и ты!

Последнее обновление: Июнь 23rd, 2017 by RockStar
Как насчет высказать свое мнение о прочитанном?
  • Вадим

    Не соглашусь, что рок советской эпохи отжил и этот стиль заведомо проигрышный. Наоборот, хиты тех времен не сходят сейчас с ушей слушателей разных поколений. Я не спорю, что новое должно быть, но списывать в утиль шедевры старых времен рано, очень рано…

  • Лола

    Никогда не фанатела от старого «Сплин», и «Орбит» был мне не по зубам)), а вот новая их философия мне нравится. Не постарели, а, по-моему, просто повзрослели, этот этап многие группы проходят. Главное, что на месте не стоят.

    • Получается, что фанаты на месте стоят))) Раз им не нравится новый «Сплин».

      • Лола

        Думаю, не всем фанам не нравится — кто-то всё-таки должен шевелиться ))

  • Марк

    Хотя альбом не вписался в одну осень, а занял, судя по всему, два года, настроение, которым он веет определенно меланхолично-осеннее. Это не дипрессия,а какая то светлая печаль. Что-то вроде: «Теперь мы знаем что не вечны, но так было всегда и кто знает что потом». В целом альбом понравился, рецензия тоже, пролила свет на некоторые моменты о которых сам бы не задумался.