«Дай дарогу!» – яркий образец классического русского панк-рока. Того самого, который двумя-тремя грубыми, часто матерными, строчками уличает изъяны государства, проблемы общества и человеческие пороки. Про все это белорусские панки поют легко, просто, с юмором. Их песни цепляют задором, откровенностью и безбашенным драйвом.
Первые шаги группы
История группы «Дай дарогу!» началась в 1998 году. Тогда ее участники впервые выступили перед публикой, причем, неожиданно даже для себя.
25 июня в брестском киноклубе «Воздух» проходил концерт, посвященный, по выражению лидера проекта Юрия Стыльского, «всем суицидникам года». Исполнитель, который должен был играть, не вышел.
Тогда Юрий вместе с другом – Василием Копыловым, выскочили на сцену, оттарабанили несколько песен и, пока организаторы вместе с гостями пытались сопоставить мирный псевдоним так и не появившегося «Полярника» с парой оторванных ребят, покинули зал.
История «Дай дарогу!» продолжилась выходом демо-альбома «Зарубило!». Музыканты записали его в середине июля в студии «Грин Хауз». К этому времени группу пополнили еще два участника – барабанщик Олег Федоткин и бас-гитарист Кирилл Скамьин.
Дебютный альбом состоял из семи композиций. Радостные, ребята делились своим творчеством со всеми. «Я чуть ли не прохожим их [кассеты] втюхивал. Мне казалось, что тот, кто нас не слышал – лох последний», – вспоминает Юрий Стыльский.
Через год музыканты расширили его до полноценного альбома. Писали уже с новым ударником Анатолием Тодорским. Тогда же музыкальная пресса Минска назвала хитом песню «Ехали мы, ехали», а «Брест-рок-журнал» включил ее во второй выпуск.
История группы «Дай дарогу!» связана с интересным фактом – то, как появилось название. Музыканты часто использовали фразу: «У меня гитара с премкой (примочкой), дай только дарогу». Это выражение буквально приклеилось к участникам проекта.
20 сантиметров пути к популярности
Музыканты постепенно завоевывают сердца слушателей. В 2002 году выходит альбом «На морозе», а в 2003 – сборник «Бешеные Бабки». Одновременно республиканские телеканалы крутят клипы «На Ямайке» и «Она не знала».
Не снижает популярность коллектива даже уход вокалиста Василия Копылова и барабанщика Анатолия Тодорского: за микрофон становится Юрий Стыльский, а за «кухню» вновь возвращается Олег Федоткин.
Но по-настоящему знаменитой группа стала после выхода альбома «20 см» (2004). Музыканты записали его в трех версиях: с матами («Для папы»), без нецензурных выражений («Для мамы»), с бонусной песней – «Сане» («Для фанатов»).
Коллектив расширяет границы гастрольных концертов. Он выступает на рок-площадках Бреста, Пинска, Лунинца, Бобруйска, Березы, Столина. Урвали даже 5 минут на сцене Минска, и сыграли в одесском клубе на байк-слёте.
За успехом скрывалась настоящая история «Дай дарогу!» с обычными для «нулевых» проблемами: репетиции в первых попавшихся помещениях и нехватка инструментов. Музыканты выклянчивали у других групп бас-гитару (после того, как их басуху украли), а песни сочиняли то в бомбоубежище, то в помещении домоуправления.
Покорение рок-сцен СНГ
История «Дай дарогу!» продолжается выходом альбомов «Акустика-1» (2005 год), «Supersession» (2007), «Д.С.П.Г.» (2008).
Тогда же коллектив впервые появляется на российской сцене. Белорусские панки выступают во Фрязино, в рамках мото-фестиваля, проходившего под открытым небом.
Вскоре музыканты начинают сотрудничать с «Ляписом Трубецким». Они сыграли на разогреве хедлайнера, а в 2011 году появляется новый альбом «Дай дарогу!» – «Боли нет», в который бонусом вошла одноименная песня. Ее записали вместе Юрий Стыльский и Сергей Михалок. Лидер брестской панк-группы вспоминал, что посчитал правильным поделить количество слов для каждого исполнителя пополам: одну поет он, вторую – Сергей.
Новый пик популярности начинается в 2014 году с гастрольным туром, посвященным 10-летию альбома «20 см». Белорусские панки колесят не только по городам Белоруссии, но и прорываются на фестивали России («Нашествие», «Доброфест) и Украины. Причем украинцам музыканты полюбились настолько, что в 2016-м «Дай дарогу!» вошли в пятерку лучших фестивальных групп страны, опередив многих отечественных исполнителей.
Панки взрослеют?
История группы «Дай дарогу!» не отмечена особыми жанровыми изменениями. Более 15 лет музыканты оставались такими же: веселыми, зажигательными и острыми на язык. Их волновали точно те же проблемы, что и в 1998 году.
Небольшие перемены появились, когда группа выпустила одноименный новый альбом «Дай дарогу!» (2015). В нем все та же «бытовуха со стебом», но проскальзывают серьезные и даже сентиментальные нотки.
У исполнителей раньше были лирические композиции («НЛО», «Отравлены мозги», «Тома», «Зеленка»), но не лишенные характерного для панков задора и юмора. Новый же альбом представил действительно грустные лирические песни «Выходи» и «Твои каштановые волосы».
О том, что новый альбом «Дай дарогу!» более зрелый, можно судить и по песням «Общество калек» и «Съемная хата». Это уже не столько «бытовуха», сколько «социалка».
Группа продолжает «взрослеть». В своем совсем свежем сингле «Увольте» (октябрь 2016) «Дай дарогу!» обличают острые социальные проблемы: маленькие зарплаты, работу на износ, низкий уровень жизни.
Сами музыканты отмечают, что история «Дай дарогу!» вошла в новое русло, а их стиль изменился. Вместе с тем белорусские панки экспериментируют со звучанием: используют профессиональное оборудование и новые приемы записи. Сейчас они играют на грани панка и альтернативы. И это однозначно является признаком качественного развития.
Однако группа остается представителем традиционного панка. В песнях музыкантов нет скрытого подтекста, они просты и откровенны. А главное – в них можно узнать себя и своих знакомых.
Хорошая группа, многие песни мне нравятся. Правда, порой больно много нецензурной лексики.
Иногда без этой лексики ну никак не обойтись, иначе смысл и эмоциональная составляющая могут быть потеряны.
Согласна, но порой её уровень зашкаливает
Группа класс, мне понравилась.
Значит, у вас хороший вкус)))
Название такое интересное, точно отражает выход на сцену «Дай дарогу!» и движение в своем развитии. Радует, что музыканты не остановились на достигнутом, что растут профессионально. Хотелось бы иметь больше альтернативных альбомов без нецензурных выражений («Для мамы»)
Послушала и улыбнулась, не часто услышишь песенки про Александра Григорьевича и жизнь в РБ. Думаю, что тем самым они и выделяются из толпы. Но слушать такие песни при детях уж точно нельзя 🙂