Алексей Кортнев родился и вырос в семье математиков. Потом сам провел четыре года в застенках мехмата МГУ, откуда, впрочем, совершил успешный побег в сторону Студенческого театра. Это многое объясняет. Старик Пифагор не зря увязывал число и мировую гармонию. В этом что-то есть.
Математик видит этот мир в специфическом свете. Жена Кортнева Юлия Рутберг сказала, что, когда впервые его увидела, ей понравилось, как тот ясно и легко мыслит. А кто ясно мыслит — ясно излагает. Хотя это не лишает мыслительный процесс известной игривости — Льюис Кэррол и Борис Гребенщиков, к примеру, тоже отчасти математики.
Еще Алексей Кортнев, безусловно, человек театральный. Студтеатр МГУ, вскормивший и вырастивший его, оставил в нем неизгладимый след. Первые опусы тогда еще дуэта «Несчастный случай» (Кортнев и Пельш) не мыслились без отрыва от театрального действа. Именно поэтому песни «НС» удачно вписались в спектакли Гурвича.
Кортнев – москвич до мозга костей. Кузницей кадров для рок-сцены до сих пор остаются Питер, Екатеринбург и Уфа. Москва же всегда склонялась больше к мелодизму в музыке и к специфической романтичной философичности, заложенной еще бардами, к их эзопову языку.
Мрачноватая рок-поэзия Питера и Свердловска, замешанная на сочетании туманных и малопонятных, но притягательных образов, была чужда Москве с ее широкими проспектами и золотыми куполами. Не случайно на концертах группы «Несчастный случай» можно было встретить Макаревича. Свояк свояка…
Все это поставило Алексея Кортнева и группу «Несчастный случай» особняком. Они — вне проторенной дороги, по которой сейчас маршируют все, кого принято причислять к русскому року. И рассматривать «НС» следует отдельно. Как говорят математики — частный случай. Извините за каламбур.
Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай» – «белые воротнички», но все же рокеры
Музыканты «НС» всегда были «белыми воротничками». Белые концертные костюмы, выбритые скулы и приличная зарплата. Эффект был двояким.
С одной стороны, им была заказана дорога к сердцам пламенных тинэйджеров с их разрушительными инстинктами.
С другой – в них никогда не было злобы рок-н-ролльных мачо, выходцев из «спальных» районов, нередко ошибочно принимаемой за искренность.
Рок, по утверждению теоретиков, строится на социальном протесте. Русский рок предоставил слушателю весь спектр этого самого социального протеста – от тонкого стеба до панковской матерщины.
Был, конечно, протест и у лидера группы «Несчастный случай» Алексея Кортнева, куда же без него? Но во-первых, это по молодости, а во-вторых, он был, как бы это сказать, рафинированным: «оставьте меня с вашей гражданской войной». Протест рефлексирующего интеллигента с непрямыми извилинами.
А вместо стеба «НС» демонстрировал здоровое чувство юмора – как на сцене, так и в жизни. Так с самого начала «Несчастный случай» и Кортнев отвергли личины бунтарей и ниспровергателей. Кому-то это показалось предательством идеалов, но кто-то нашел в них свою отдушину, свою гавань, где нет обезображенных трупов, алкоголиков и трудных подростков.
Не сотвори себя-Кумира
Русский рок-н-ролл долго определялся со своим местом в истории. Долгое время он был андеpграундом, затем дивом, которое крутили по ТВ экзотики ради, затем едва не пропал из виду, уступив место коммерчески более выгодной попсе.
Лишь ближе к концу 90-х он стал приносить стабильную прибыль, и тогда возникло понятие «рок-мэйнстрим», вокруг которого рос шоу-бизнес, принеся с собой весь набор инструментов, необходимый для раскрутки и продажи. Шоу-бизнес запустил рок-н-ролл в необходимое и соответствующее мировым стандартам русло.
Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай» оставались в стороне от этих поворотов рек и прочей возни. Не то чтобы они плыли против течения, нет, они просто тихо гребли себе в свою сторону. Кортнев не делал шумных промо-акций, не выступал «с концертом в поддержку», не объявлял о помолвке с Земфирой. Он просто жил.
В 2000-м, когда большие стадионные концерты стали суперприбыльными, он возродил жанр квартирника, играя перед залом ЦДХ в халате и тапочках, с разговорами, выпивая и закусывая.
Неожиданно он стал жить по принципу, исповедуемому «правильными» панками — «do it yourself», то есть все, от сочинения песен до их издания, следует делать исключительно своими руками.
Панки взяли его на вооружение, чтобы не зависеть от жерновов шоу-бизнеса. «Несчастный случай» и Кортнев делали это видимо по той же причине.
Свои альбомы они записывают и тиражируют сами. «НС» заработал себе на студию, собрал ее дома у клавишника и пишется себе, «с двумя-тремя друзьями, мирно, до самых седин».
Об учителях Алексея Кортнева
Видимо, все это произошло потому, что «НС» крупно повезло с учителями. По законам популярной музыки, популярный певец — это не просто выдающийся homo sapiens, а сложная конструкция, состоящая из песен, причесок, скандалов, контрактов, истерик и бракоразводных процессов.
Алексей Кортнев в своих интервью часто называет учителями Иващенко и Васильева. Тех самых бардов, белых ворон среди своих коллег, которые дают чуть ли не один концерт в год, зато зал ЦДХ всегда набит до отказа. Они не снимают клипов и их не берет в ротацию MTV. Зато Иващенко и Васильев — это всегда Иващенко и Васильев, и ничего кроме. Также и «НС».
Как и «Иваси», все члены группы «Несчастный случай» работают в местах, не всегда связанных со сценой. Лишь однажды, сразу после кризиса, аккурат в канун пятнадцатилетия, группа ненадолго стала «профессиональной» — всех поувольняли с работы.
Осваивание смежных специальностей, однако, не мешает им быть профессиональными музыкантами — клавишник Сергей Чекрыжев, к примеру, после окончания университета закончил консерваторию, и теперь пишет музыку ко всем заставкам ОРТ и к балетам.
Сидя прямо перед сценой в маленьком зале ЦДХ или в клубе, легко услышать, как чисто они звучат. Однажды на огромном стадионе во время выступления одной знаменитой рок-группы басист спьяну заиграл не в той тональности — так никто этого не заметил. «НС» себе такой роскоши позволить не может. И не позволяет.
Это вовсе не «несчастный случай», а очень даже «выдающийся»
Трудно разобраться, что причина, а что — следствие. То ли «Несчастный случай» и Кортнев оказались в стороне от шумной рок-н-ролльной жизни потому, что оставались верными своим принципам, то ли именно невозможность вписаться со своим репертуаром в современную, не всегда приятную рок-тусовку позволила им не поступаться принципами.
Но факт есть факт — как бы ни заносило Алексея Кортнева, какие бы странные тексты он порой ни писал, качество песен остается неизменно высоким. И популярность «Что ты имела» или «Генералов» его не испортила. А это, согласитесь, довольно большая редкость среди рок-музыкантов, да и вообще среди представителей рода человеческого.
Кстати, совсем скоро (12 октября) у Алексея Кортнева юбилей – ему «стукнет» 50. Пожелаем же ему вдохновения, неиссякаемого чувства юмора и ясности ума до глубокой старости, чтобы он не переставал радовать нас своим творчеством еще не один десяток лет.
Алексей Кортнев — личность глубокая и многогранная. Его творчество такое гармоничное и одновременно с этим рубящее правду. Когда человек может писать такие тексты, можно сказать, что он человек больших масштабов. Я смотрела передачи с его участием и могу сказать, что и с чувством юмора у него все в порядке, что говорит, в свою очередь, о наличии высокого интеллекта.
С одной из самых сильных песен группы — «Генералы», познакомилась в годы ранней юности, помню, что тогда она произвела на меня большое впечатление, да, и до сих пор она задевает за душу. Есть, конечно, у «Несчастного случая» и много других хороших произведений, но, наверное, именно «Генералы» стали визитной карточкой. Особенно большой отклик песня получила в сердцах людей, выросших в детском доме.
Несчастный случай моя одна из самых любимых групп, но как-то трудно было относить их творчество к року, я почему-то думал что это немного другой стиль, по крайней мере те песни, которые мне очень нравятся — «Генералы песчаных карьеров» и «Нафиг». Благодаря этой статье открыл для себя новую классную песню — «Я офигеваю, мама» — спасибо за такое открытие для меня! Да и вообще несчастный случай рулят!
Алексей Кортнев — это моя детская влюбленность. Даже не верится, что ему скоро 50.
Сначала мне нравились его забавные песенки, типа «Что ты имела ввиду», потом настала пора лиричных и грустный «Генералов», а под эгидой «Графика» прошла не одна рабочая неделя :).
А еще Кортнев хороший актер, очень нравятся их совместные работы с Квартетом И.
Никогда не относил группу Несчастный случай к рок-музыке. Я все больше считал что это попса. Но если задуматься, то в принципе почему бы и нет. В то время был популярный этот РУССКИЙ РОК.